Люблю нашу школу,
Люблю эти парты,
Люблю все тетрадки,
Все атласы, карты.
Люблю эти стены
И эти уроки.
Люблю сочинений
Последние строки.
День первый свой помню,
Запомню последний,
Как было здесь много
Рассказов и сплетней.
Помню те долгие сорок минут,
Знаю, из жизни моей не уйдут.
С рождения школы 70 лет,
И ночью здесь в окнах не гасится свет.
Самойлов Паша, 11 класс
Школа… Я учусь в ней уже восемь лет. Каждый день приносит мне что-то новое. Каждый день я что-то узнаю, каждый день я общаюсь с друзьями. Для меня моя школа не просто слово. Для меня это целая жизнь, полная успехов и неудач, радостей и обид!
В Соловецкой школе всегда весело. Народу не много, все друг друга знают. Я, честно сказать, не представляю, что школа уже такая старая - семьдесят лет! Моя бабушка и то моложе … В этой школе отучился мой папа. Теперь я иду по его стопам.
Школа – это уроки, шпаргалки, звонки, перемены и все так ярко, быстро. Но был один день, который я точно не забуду – первое апреля. Мне тогда было лет восемь, я пришла в школу и… не поверила своим глазам. Коридор был ярко украшен плакатами, учителя, словно дети, бегали в смешных костюмах. Молодые учителя оделись в «доисторическую» школьную форму.
Я впервые оказалась в подобной обстановке и не знала, как себя вести. Видя, как все ребята кричат и веселятся, а учителя (даже директор!) подражают детям, я решила не отставать от толпы и тоже стала кричать и носиться по школе! В тот день за катание на перилах нас не ругали, а шпаргалки были просто не нужны. Когда прозвенел звонок и мы вошли в класс, за учительским столом (вернее на столе) сидела не наша учительница, а девочка из одиннадцатого класса. Она нас поспрашивала и всем, несмотря на неверные ответы, поставила «пятерки» в дневник. Следующий урок вела тоже девочка. В середине урока в класс без стука вошел директор с кастрюлей на голове и развалился на задней парте. Все долго смеялись! За все уроки разными ручками были поставлены «пятерки». В тот день меня и обмануть успели: подруга сказала, что меня мама внизу ищет, и я бегала, искала ее по коридорам, пока не вспомнила, что у нее на ногах гипс и она сидит дома.
Школа – это самые яркие моменты нашей жизни. Я обожаю школу! А вы???
Максимова Таня, 8 класс
У выпускников Соловецкой средней школы всегда остаются теплые воспоминания об учебе в ней. Соловецкая школа – это школа с очень длинной и интересной историей. На протяжении длительного времени она выпустила много учеников, которые впоследствии достигли своей цели и добились успехов при поступлении в университеты и институты. Это говорит о том, что школа, не смотря на ее положение, пользуется хорошей преподавательской деятельностью. И это не случайно. Ведь многие учителя, преподающие в школе, не только выполняют свою работу, но и стремятся морально поддержать учеников, если это необходимо. Со стороны учителя забота и поддержка учеников очень важна, особенно в настоящее время. Соловецкая школа резко отличается от других школ. Прежде всего тем, что в сосредоточено особое понимание между учителями и учениками. Во-вторых, каждый, будь то ученик или учитель, возлагает на себя ответственность, заботы друг о друге. Соловецкая школа является центром общения, понимания, заботы. К концу обучения в ней каждый ученик начинает понимать, что беззаботное и не принужденное время начинает от него постепенно удаляться, грядут перемены, и появляется сложная и жестокая жизнь. В следствие этого у него складывается впечатление о сущности школы, как об особом мире, наделенном чувственностью и духовной гармонией.
Порадюк Виолетта, 10 класс
Клад знаний Соловецкой школы
Кто или что это? Это всеми уважаемый педагог. Да, это Халова Александра Ивановна! На протяжении многих лет она внедряет в юные умы все новые и новые знания. Она, как огромный клад полезной информации, а ее голова, как библиотека немыслимых размеров!
Александра Ивановна выучила большое количество учеников. В то же время она успевает приносить и самой школе пользу. Именно с ее помощью у школы раскинулся прекрасный участок, которым восхищаются не только местные жители, но и туристы, гости Соловков. Вообще, каждый внимательный человек, который проходит мимо, не может не заметить этот участок. Но не все люди понимают, сколько усилий было приложено, чтобы добиться такого результата. Александру Ивановну летом (да и не только) можно увидеть работающей на участке, причем очень часто.
А что в учебное время? Днем она ведет уроки. Вроде обычное дело, скажете вы, типичное для любого педагога. Но вы ошибаетесь. Она преподает сразу два предмета: биологию и географию. А чтобы отвести эти уроки, нужно хорошенько подготовиться, ведь предметы вовсе не простые, как это кажется… Проверить тетради и прочие домашние работы… Найти дополнительный материал (это всегда пригодится!)…. На это уходит большая часть свободного времени. Она готовится к предстоящему уроку в то время, как многие ученики, вообще забывают об уроках: играют на компьютере или еще что-нибудь… В общем, весело проводят время. А на следующий день? Идут неподготовленные в школу. Придя на урок Александры Ивановны, начинают судорожно учить домашнее задание на перемене… потом опрос… удовлетворительно… А знаете, как это выматывает учителя?! Каждого вот так опросить! Т почти все ответы у доски не прекрасны. Атмосфера смешивается со страхом, а затем с усталостью. И так каждый день!
Таких людей мало. И таким, как Александра Ивановна нужно давать Нобелевскую премию! Она слилась со школой, стала ее частью. Уважайте преподавателей, особенно таких, как Александра Ивановна! Спасибо ей огромное за то, что делает нас и нашу школу лучше, за ее огромные труды!!!
Садовникова Наташа, 8 класс Воспоминания учеников о Соловецкой школе
Я, сын военного, жил на Соловках и учился в средней школе в 1953-1956 г.г. с 5 до 9 класса. И некоторые моменты школьной жизни запомнились особенно, они оказались направляющими и решающими в моей жизни!
Директором школы был Иосиф Иванович Сабуров. Он всегда был с нами, школьниками. Он принимал нас в пионеры и комсомол. Он был вместе с нами на траурном митинге, посвященном смерти И.В. Сталина. Он организовывал для нас экскурсии в соловецкий монастырь.
Запомнился праздничный митинг в честь Великого Октября у штаба воинской части в 1954 году. Иосиф Иванович был с нами на пирсе. Затем он повёл колонну школьников с праздничными лозунгами вокруг Кремля (монастыря). Была метель с сильным встречным ветром. Я с товарищем нес лозунг «Да здравствует трудовой советский народ!». Еле удерживая лозунги, мы хотели их свернуть. Но прозвучал громкий голос Иосифа Ивановича: "Ребята! Лозунгов своих не бросайте! А это - он показал на монастырь - ваша история! Изучайте её и берегите!".
В 2011 году я вновь приехал на Соловки. Встретился со своей учительницей Марией Ивановной Чистяковой, которая, вспоминая меня, спросила: "А ты помнишь, Валерий, что вам сказал директор Иосиф Иванович в 1954 году в Октябрьскую демонстрацию у стен монастыря?». И я слово в слово повторил! И Мария Ивановна с радостью говорит: "Вот теперь, Валера, я тебя вспомнила! Окончательно вспомнила!".
55 лет я нес по жизни эти слова заповеди нашего директора, а Мария Ивановна 55 лет ждала ученика, чтобы спросить его об этом! Эти слова-заповедь прозвучали при встрече как пароль верности ученика своим учителям, пароль верности учителя своей профессии, пароль нашей общей верности истории Соловков, истории всей России.
Иосиф Иванович лично сам перед занятиями проводил зарядку с нами в школьном дворе. И даже в мороз совершали быструю пробежку перед школой.
А в один из майских солнечных дней мы на большой перемене побежали за школу в заливчике кататься на льдинах. От моря нас ограждала коса из валунов. Закончилась перемена, все ребята попрыгали на берег, а я был дальше всех. Поднялся ветер. Я обернулся, а косы спасительной нет! Прилив! Я крикнул ребятам, чтобы бежали за помощью. Вдруг почувствовал шестом дно и с большим трудом добрался до берега. Бегу к школе, а навстречу наш директор с вожжами (при школе была лошадь). Я кричу, что я добрался, что всё нормально, а он в ответ: "Я тебе сейчас дам «всё нормально»!". И стал неистово меня хлестать вожжами! Хлещет, а из глаз слезы льются! Слёзы счастья нашего школьного ОТЦА, ИОСИФА ИВАНОВИЧА! Слезы счастья, что я не утонул! Всю жизнь его вижу!
Соловки это Рай и Голгофа! Мне, нашей семье на Соловках достался Рай, но я всю жизнь низко с уважением преклоняюсь перед теми, кому досталась Голгофа!
В новогоднюю ночь 1954-55 года наша учительница по географии и русскому языку Нина Ивановна Латенко организовала лыжный поход на Секирную гору. Встретил нас старый маячник. Он показал нам церковь и по внутренней лестнице провел к маяку, рассказал его историю и показал, как он работает. А в 12 часов ночи старый маячник рассказывал нам о страшных страницах истории Секирной горы. Мы лежали на полу, застеленном брезентом, мешками и прочим, и внимательно слушали его. Да именно так можно было представить положение в то время заключённых.
Я с благодарностью всю жизнь вспоминаю маячника и нашу учительницу, ведь это были 50-е годы, когда было запрещено рассказывать о СЛОНе и церкви!
О Раисе Денисове Сысоевой, руководителе школьного хора, бывшей заключённой Беломоро-Балтийского канала, создавший и руководившей там симфоническим оркестром: при подготовке к майским праздникам она разучивала с нами песню "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля..." и спросила желающего петь солистом. Я сразу согласился, но на верхних нотах "давал петуха". Раиса Денисовна терпеливо помогала мне. Так я получал уроки вокала. Развитая ею, любовь к музыке, к пению помогла мне в последующем найти спутницу жизни – тоже музыканта и педагога.
Выпускник 1956 года Амосов Валерий Анатольевич
********************
Для нашего выпуска (1979 г.) этот выпуск трижды юбилейный:
80 лет нашей школе
50 лет назад мы впервые пришли в эту школу первоклассниками
40 лет как мы окончили учёбу в нашей школе.
Все 10 лет, что мы учились в школе, директором была Алимова Ирина Николаевна, самый лучший директор, замечательный учитель, она нам преподавала литературу и русский язык. Да и вообще, у нас были замечательные учителя.
В 1 классе я училась на острове Жижгин и первой моей учительницей была Донцова Александра Михайловна. На Соловки я приехала учиться уже во 2 класс и учила меня Сараева Валентина Яковлевна. Начальная школа находилась в деревянном здании Монастырского училища (теперь там находится почта) на 2 этаже, а первый этаж занимал интернат и спортзал. В каменном здании школы мы учились, начиная с 4 класса.
Нам преподавали:
Бровин Николай Васильевич – химию, биологию, ботанику, рисование;
Кожевин Геннадий Сергеевич – историю;
Латенко Нина Ивановна – географию (до 7 класса наш классный руководитель);
Ракуть Эмилия Петровна – немецкий язык и уроки труда (до 8 класса);
Гладышева Ольга Альбертовна – немецкий язык (с 8 класса);
Сухов Борис Александрович – математику;
Сухих Игорь Валентинович – физику, астрономию (с 7 класса наш классный руководитель);
Сухих Лидия Александровна – математику;
Белоусова Ольга Николаевна – литературу, русский язык;
Смирнова Любовь Ивановна – ЗавУЧ;
Угрюмова Людмила Александровна – географию;
Сысоева Раиса Денисовна – музыку;
Лисюкова Юлия Филипповна – физкультуру.
Федотова Валентина Николаевна была пионервожатой.
Начальные классы вели – Таранова Валентина Ивановна, Чистякова Мария Ивановна, Лобанова Мария Андреевна, Репина Зинаида Александровна.
Классная жизнь у нас была богатой, всё время были какие- то мероприятия, проходили предметные недели: например неделя истории, математики и химии и т.д. Вся неделя посвящалась предмету, а в субботу проходил тематический вечер, а потом танцы, которые мы очень ждали.
Каждый год в последнюю неделю сентября у нас проводился «Осенний бал», к которому мы готовились с начала года. Участие принимали все классы, кроме начальной школы. Обязательно нужно было нарисовать стенгазету и придумать название, которое нужно было связать с темой осени, так же в своём классе накрыть стол, где оценивали букет, напиток и блюдо. Помню, в 9 классе мы накрыли стол в кабинете биологии, остальные столы вынесли из кабинета, а мальчишки принесли опавших листьев, которыми мы закидали весь пол. Потом поставили палатку, сделали «костёр», заранее дома сварили котелок ухи и перед приходом жюри мы повесили его над «костром», перевернули ящик – это был стол, накрыли его газетой и все свои блюда мы разложили в банки от консервов, которые мы покупали (выкидывали содержимое, мыли банки, снимали этикетки и наклеивали свои, например, форшмак мы подписали так «Название немецкое – кушанье Соловецкое»). И в таком духе всё остальное. А букет у нас был огромный белый гриб, который ребята вместе со мхом и травой выкопали и поставили на импровизированный стол. У нашего класса была самая большая стенгазета на трёх листах ватмана. Мы нарисовали поезд, в каждом окне приклеили наши фотографии (нас было 16 человек).
После «Осеннего бала» у нас была одна неделя на подготовку ко дню учителя, затем День комсомола, 7 ноября и следующий любимый праздник «Карнавал».
А после Нового года все ждали май, так как 19 мая проводилась военно-патриотическая игра «Зарница». Это было так здорово! Каждая организация выделяла бортовую машину, их украшали и все выезжали в Савватьево на игру. Пионерские классы с 4-7 готовили строевую песню, маршировали. Взрослые варили пшенную кашу на сгущённом молоке. Вкуснятина!!! Классы делились на 2 отряда, бежали полосу препятствий, брали высоту, защищали её от условного противника. Всё было по-настоящему, бывало, и раздерёмся, но всё проходило без обид и ссор, побеждала «дружба».
А 25 мая «Последний звонок» и заканчивался учебный год…
Выпускница 1979 года Останина (Киселёва) Маргарита Кимовна
*******************
Без лишнего пафоса должна сказать, что я всегда любила нашу школу. Любила так, как любят свой дом, своего хорошего друга… Пусть у нас не хватало помещений и не было такого оснащения, которым могли похвастаться городские школы, имеющие богатых спонсоров… Для меня она всегда была такой уютной, домашней, родной…
Я многим обязана нашей школе. Она дала мне учителей, которые научили меня всему. Она дала мне друзей, которые всегда ждали меня и делали мою жизнь ярче и радостнее. Она дала мне профессию, потому что именно здесь я решила, что стану педагогом. Выпускницы 2000 года Любовь Владимировна Абрамова (Скребцова)